«Маяк Арктики»
30 Августа, 1979 г. № 103 (3602)
Офорты для музея в Тикси.
В этом году издательство «Советский художник» выпустило каталог, посвященный Тиксинскому народному художественному музею. Во вступительной статье говорится, что «в настоящее время в музее хранится более 250 произведений». Данные устарели. Число художественных произведений в музее давно перевалило за четыре сотни. Последние поступления работ в музейный фонд можно датировать серединой августа текущего года: пять офортов – результат творческой поездки по Дальнему Востоку – подарил Тиксинскому музею грузинский художник, член Союза художников СССР Гурам Доленджашвили. Его творчество представлено в экспозиции наиболее широко: ведь три года назад художник подарил музею десять офортов, рассказывающих о Якутии и ее людях.
Чем привлекла художника, чья родина – солнечная Грузия, суровая природа Арктики, Дальнего Востока, Сахалина и Камчатки? На этот вопрос нельзя ответить лаконично. Сам Гурам Доленджашвили объясняет этот так:
- В 1968 году я окончил Тбилисскую государственную академию, графический факультет. Старался много работать, участвовать в выставках. Это дает стимул к дальнейшему творчеству. Первый большой успех пришел ко мне в 1975 году, после моей поездки по Якутии. Серия моих работ под общим названием «Арктика» на всемирной выставке «Молодость страны» была удостоена премии Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союза художников СССР.
После этого мои работы побывали с передвижной выставкой во всех социалистических странах, а также на выставках-продажах нескольких капиталистических стран. Но мою любовь к Северу, к Якутии нельзя объяснить тем, что тема Арктики принесла мне первый большой успех. Я влюбился в суровую северную природу, в ее неповторимую красоту. В своих работах мне хочется рассказать о Севере, о его мужественных людях…
Очень плодотворной была для Гурама Доленджашвили творческая поездка, которую он предпринял в этом году. Он прошел на ледоколе «Ермак» до мыса Шмидта, работал, делал наброски. Потом с оказией добрался до бухты Проведения, куда давно мечтал попасть. С эскимосами охотниками бил моржей. Впрочем, уточняет Гурам, его охота заключалась в том, что он прямо в лодке раскрывал свою папку, доставал лист бумаги, остро наточенный карандаш и начинал делать наброски. В эскимосском селе он приходил на берег, ставил свой раскладной стул, устраивался поудобней, и карандаш начинал бегать по бумаге. Гурам торопился запечатлеть разделку китов. Но, признается он, эти огромные туши морских гигантов разделывали быстрее, чем он успевал рисовать.
- Меня буквально поразило, как маленькие на огромном теле кита люди расправлялись с великаном. Становилось жалко кита, от которого на глазах, за короткое время, оставались черепа и позвоночник с обнаженными ребрами. Потом я побывал на кладбище китов, которое впечатляет своими размерами, и в то же время заставляет вспомнить, что эти, обмытые дождями и обдутые ветрами кости, когда-то принадлежали самым большим на планете животным. Впечатления были настолько сильными, что я не удержался отразить их в ряде работ – «привезли китов», «Разделка китов», «Китовое кладбище»…
Из многочисленных набросков рождается произведение. Гурам, когда замысел созрел полностью, берет обыкновенную школьную авторучку, на которой написано «Учись на отлично», заправляет ее фиолетовыми чернилами. Такой ручкой пишут домашние упражнения, контрольные работы и шпаргалки, а Гурам создает ею художественные произведения.
С этого рисунка-оригинала потом делается клише на цинке. Изготовление клише - работа, требующая бесконечного терпения. На металл требуется особой иглой перенести малейшие детали рисунка, чтобы полученный потом оттиск – офорт, в полном объеме передал оригинал. Иной раз работа над изготовлением клише длится по два-три месяца – кропотливый труд по нескольку часов в день. Но если вы зададите художнику не совсем скромный вопрос – как, мол, у него на все это хватает терпения, он ответит, примерно так, как ответил на подобный вопрос автора этих строк:
- Не первый спрашиваешь, не ты последний. Дело-то в том, что сложная композиция рисунка требует кропотливой работы. А терпение… По-моему, вопрос сформулирован не совсем верно. Я просто очень люблю графику, а когда любишь свое дело, то выполняешь его с удовольствием. Главное - чтобы работа увлекала. Увлекала не только красотой сюжета, но и сложностью. Простую работу делать неинтересно.
Второй приезд в Тикси Гурама Доленджашвили стал поводом для проведения персональной выставки художника. В фойе клуба «Моряк» были выставлены его работы – офорты и оригинальные рисунки. Жители Тикси стали первыми ценителями ряда работ, которым еще предстоит воплотиться в офорты. Выставка получилась небольшая, но очень интересная. Она довольно хорошо представляет Гурама Доленджашвили как художника – графика, раскрывает его любимую тему – тему Севера; Арктики, Дальнего Востока.
О его работах трудно рассказывать. Не зря ведь говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Особое видение мира, присущее художнику, его право на творческую фантазию помогли создать ему такие интересные работы, как «Начало навигации», «Весна», «Бухта Проведения».
К сожалению, выставка не стала для поселка большим событием, и дело, прежде всего, в том, что компетентные товарищи, представители общественных организаций обошли вниманием приезд художника. Как будто персональная выставка члена Союза художников СССР в Тикси – рядовое событие. Ни на открытие выставки, ни на ее закрытие не пришли представители отдела культуры, райкома комсомола. Все мероприятие было проведено исключительно благодаря инициативе и активности общественного директора Тиксинского народного художественного музея Виктора Гвоздюка.
Хочу напомнить, что фонды Тиксинского художественного музея постоянно пополняются. Недавно Союз художников СССР передал В. Гвоздюку ряд работ для Тиксинской галереи.
В экспозиции, которая готовится для обозрения, достойное место займут и офорты Гурама Доленджашвили, рассказывающие о Севере.
Перед отъездом из Тикси Гурама Доленджашвили поделился своими планами на ближайшее будущее.
- В Кутаиси я займусь воплощением замыслов, которые проявились у меня здесь, в Якутии, - сказал художник.
- У меня несколько отличных, как мне кажется, сюжетов для рисунков. Над ними я и буду работать. В перспективе же, я думаю собрать свои самые интересные работы для персональной выставки под условным названием «По Советскому Союзу». Но это будет года через два-три, не раньше.
Можно не сомневаться, что эта будущая персональная «большая» выставка будет интересной. Успеха тебе, Гурам!
Ю. Удоденко
|