В один из зимних дней, когда снег окутал деревья, а с крыш свисали конусообразные сосульки, я, прогуливаясь по улицам Москвы, задумался – а какая зима в Грузии? Такая же как в России или немножко другая? Может снежинки чем-то отличаются. Но лучше всего на этот вопрос отвечают картины художника Гурама Доленджашвили, чье большинство работ пропитано «зимней» тематикой.
Гурам Николаевич Доленджашвили, советский и грузинский художник и график, родился 9 марта 1943 года в Кутаиси. Заслуженный художник Грузии. Почётный академик Российской Академии Художеств. Он пишет на бумаге большого формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша.
В 1968 году Гурам Николаевич окончил факультет графики Тбилисской Государственной Академии Художеств. С мольбертом он побывал на Камчатке и Чукотке, на Сахалине и Курилах, на Беломорье, в Якутии и Дагестане. В начале 90-х годов художнику пришлось покинуть свой город и переехать в Москву, где живет и творит по сегодняшний день. Большинство картин Доленджашвили посвятил зиме. Этому сказочному времени года.
- Гурам, когда Вы впервые осознанно взяли карандаш в руки? Как все начиналось?
- Еще в возрасте четырех лет в детском саду №5 в городе Кутаиси я нарисовал свою первую картину «Кремль». У нас тогда был детский конкурс, и моя работа на нем победила.
- Кто прививал Вам любовь к искусству?
- Это от Господа Бога. Специально мне никто не прививал эту любовь. Мой отец, Николай Доленджашвили, пропал на войне, когда я был совсем маленьким. А мама, Нино Догонадзе, работала медсестрой. Но она верила в то, что я стану художником.
- В Грузии Вы были востребованным, довольно успешным художником. Что же явилось причиной Вашего отъезда?
- Грузия – это моя родина. Это великолепная страна. Но после распада Советского Союза даже в Тбилиси не стало возможностей для того, чтобы работать в полной мере. Некоторые мои коллеги даже голодали. Благодаря переезду в Россию, я получил возможность продолжить свою творческую деятельность и не бросить карандаша. На сегодняшний день я ежегодно летаю в Грузию и очень люблю мою родную страну.
- Каким образом происходит выбор того, что Вы будете рисовать? Это какое-то озарение или целенаправленный выбор?
- Это целенаправленный выбор. И пока я не дорисую до конца начатую работу, я не успокоюсь. Еще в 1967 году, будучи студентом 5-ого курса Тбилисской Академии, от Министерства культуры СССР я получил заказ нарисовать триптих «Москва – столица мира и труда». Я работал над ним 13 лет. В 1980 году я завершил эту картина, которая, можно сказать, затем стала моим поездом в мир искусства.
- Свой старт Вы получили еще в советское время. Скажите, Вы тоскуете по этому периоду?
- У этого времени были свои плюсы и минусы. В этот период я чувствовал себя комфортно, так как я был одним из любимейших художников Советского правительства. Меня часто приглашали из Министерства Культуры, Союза художников СССР. Организовывали мне передвижные выставки. А минусом для нас художников было то, что мы были очень лимитированы в денежных средствах. Порой даже голодали. Теперь же есть свобода, и мы можем сами оценивать свой труд.
- Ваши работы были использованы в американском календаре за 1999 год. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом эпизоде. Ведь именно там вы представили грузинскую зиму в живописи.
- Мне позвонили из московского информационного агентства «ИТАР-ТАСС» и сообщили, что одна из моих картин использована в американском календаре. Составители этого проекта использовали 12 работ различных художников со всего мира. Приятно было, что календарь открывался моей работой «Лунные ночи в Имерети». Можно сказать, что в этом проекте я представлял Россию грузинским пейзажем.
- Ваши дети тоже пошел по творческому пути? И какого иметь семью, при этом полностью посвящая себя искусству?
- Я никогда не хотел, чтобы мои дети стали художниками. Это огромный труд и ответственность. Если человек хочет стать художником, он должен полностью посвятить себя творчеству, отстранившись от всего бытового. Моя супруга взяла на себя все семейные дела. В этом смысле мне очень повезло. Мой сын, Зураб Доленджашвили, стал архитектором. По его проекту в Сагурамо строится спортивная база. А дочь, Теона Доленджашвили, – очень известная в Грузии писательница. В 2010 году в Тбилиси вышел большой календарь «Двенадцать самых успешных женщин Грузии». Сняться в нем пригласили таких известных женщин, как Нани Брегвадзе, Нино Ананиашвили и других. Среди них моя дочь Теона, чья фотография была размещена на страничке «декабря».
- В рамках молодёжного фестиваля грузинской культуры «Дружба на веки» в Московском доме национальностей, который проходил весной 2010 года при поддержке Союза грузин в России, были представлены Ваши работы. Они вызвали восторг у посетителей, особенно у молодежи. Чтобы вы хотели пожелать подрастающей молодежи и своим соотечественникам, которые живут в России?
- Молодежи я хочу пожелать вести здоровый и активный образ жизни. Вырасти и стать полноценными людьми. А соотечественникам желаю поддерживать друг друга, никогда не забывать о родной Грузии и быть благодарным России, которая их приютила.
императорская академия художеств основана в 1757 году
российская академия художеств
08.02.2005
Мэтры графики
Дата проведения: 08.02.2005 - 20.02.2005
Место проведения: Другая галерея
8 февраля2005г. в 17 часов в Центральном Доме художника (Крымский вал,10, зал 2,антресольный этаж) открывается выставка произведений действительного члена Российской академии художеств, народного художника РФСтаниславаНикирееваи почетного члена Академии, заслуженного художника Грузии ГурамаДоленджашвили "МЭТРЫ ГРАФИКИ».
В экспозиции - более стаграфических произведений, выполненных в технике карандашного рисунка.
С.М. Никиреевв своихпейзажах с большим лирическим чувством и теплотой передает неброскую красотуприроды средней полосы России, неповторимоесвоеобразие пейзажей Италии, Курильских островов и др.В них проявляется высокое профессиональное мастерство художника,его виртуозное владение уникальной по своим пластическим возможностямграфической техникой.Благодаря тончайшемуажурномуплетениюлиний и красочным отношениямоттенковбелого и серого цветов мастер раскрываетгармонию и красоту природных форм.ПейзажС.Никиреевавсегда одухотворен,в немощущается присутствие человека, егонастроение.
Г. Доленджашвилисоздает в рисункахглубоко поэтический образГрузии.Многиепейзажипосвященыприроде России.Его работынеобычны:большой формат, ясное построение композиции с четкими очертаниями предметов в их осязаемой объемности и фактуре,бесконечная глубина пространства,переходящая с земной поверхности в космос. Рисунки художника соединяют в себефантазию и реальность, они проникнуты радостью жизни.
Произведения художников убеждают в том, что возможности техники карандашного рисунка безграничны. Выработанный мастерами уникальный пластический языкпозволяет превратить рисунок в законченное произведение, способноевыражать сокровенные мысли и чувства его создателей.
Выставка работает по 20 февраля 2005 года.
императорская академия художеств основана в 1757 году
российская академия художеств
14.12.2004
Работа Президиума Российской академии художеств 14 декабря 2004 г.
На заседании Президиума Российской академии художеств Президент З. К. Церетеливынес на обсуждение свое предложение о создании филиала Музея современного искусства г. Москвы при Московскомгосударственном университете. «Каждый крупный учебный центр, - сказал он, - должен обладать собственной коллекцией современного искусства для того, чтобы студенты приобщались к художественной культуре своего времени. Так практикуется во многих странах Западной Европы и в США, и так хотелось бы сделать в Москве.
Осуществление подобного проекта позволяет еще больше поднять престиж отечественной культуры, а также популяризировать достижения современных художников. При осуществлении такого проекта многие крупные мастера захотят передать в дар такому музею свои работы безвозмездно.
Музей при МГУ мог бы стать не только учебнымно и крупным научно-исследовательским центром, способным воспитывать кадры художественных критиков, разрабатывающим методологию понимания современных художественных процессов. При этом появилась бы возможность сотрудничества с аналогичными музеями и центрами многих университетов за рубежом». Присутствующие высказали одобрение высказанной идее и поддержали инициативу З. Церетели.
Состоялось также вручение академических знаков почетным членам Российской академии художеств художнику Йоже Циюхи (Словения), известному коллекционеру Рене Гера (Франция), графику Гураму Доленджашвили (Грузия).
«Мастер карандашного рисунка»
На выставке было представлено около 70 произведений Гурама Доленджашвили, известного грузинского графика, лауреата многих престижных премий, удостоенного в 2004 г. звания Почетного Академика Российской Академии художеств. Нынешняя его выставка - не первая в столице. Еще два десятилетия назад, живя в Грузии, в Кутаиси, Гурам Доленджашвили показывал графические серии, выполненные по впечатлениям поездок на Север, на Белое море, на Камчатку и Чукотку… Немного сюрреалистичные, они тогда обращали на себя внимание неожиданностью ракурсов, сюжетов, намеренной тщательностью проработки деталей, контрастирующей с масштабами изображенного пространства, словно пронизанного космическим холодом.
Мастер офорта и акварели, Гурам в последние годы все чаще рисует графитным карандашом – материалом, который художники обычно используют как вспомогательный. Его графическая техника - почти неразличимые глазу касания карандаша, позволяющие просвечивать бумажному листу и сообщающие рисункам особую светоносность, сейчас воспринимается уникальной.
Созданные им натюрморты с предметами крестьянского быта, а особенно пейзажи, своей точностью и объективностью импонируют любителям искусства ХIХ в. В известной мере они продолжают традицию романтических произведений, выходивших из-под кисти И. Шишкина, Ю. Клевера и многих других популярных живописцев, стремящихся точнее и объективнее изображать природу, полагавших что такие произведения сильнее действуют на зрителя, ибо природа прекрасна и выразительна сама по себе. Но при всей объективности, современному мастеру трудно сохранять гармоничную интонацию «старого доброго времени».
Сказочное преображенные снегопадом уголки горных селений в его рисунках дышат покоем, но ощущение его зыбкости грустным рефреном оттеняет пронзительную красоту зимнего дня. Эффекты свечения снега или таинственный ход облаков в ночных пейзажах необъяснимо тревожны. А исполненный драматизма «Вид Кутаиси», отчетливо апеллирует к творчеству экстатичного Эль Греко. И хотя порой Гурам «скрывается» под той или иной «маской», он остается художником с собственными, давно отстоявшимися эстетическими убеждениями, не подверженными влиянию моды.
«Удивительно! Вы даже, наверное, и не догадываетесь, но… ведь они лечат многие болезни», — мой спутник, профессор-психоневролог, говорил тихо, с трудом сдерживая восторженное волнение. А стоял он перед рисунками Гурама Николаевича Доленджашвили на его выставке.
Я поймал себя на мысли, что и сам не раз ощущал волшебное воздействие картин Гурама. Да и, наблюдая за зрителями, заворожённо стоявшими перед ними, видел, как оживали их глаза, будто увидели они что-то давно и хорошо знакомое, но с новой, неожиданной стороны. Не случайно назвал работы Доленджашвили «праздником для глаз, души и сердца» другой удивительный мастер, действительный член Российской академии художеств Станислав Никиреев.
Узнав в начале 2005 года об открытии в Москве, в Центральном доме художника, выставки «Мэтры графики», я совсем не удивился тому, что в экспозиции соседствуют работы Станислава Михайловича Никиреева и моего давнего коллеги и друга Гурама Доленджашвили. Удивляться мне пришлось тогда, когда я переступил порог этой выставки. Я хорошо знал офорты Гурама, а вот его рисунки мне были почти не знакомы. Впрочем, их и рисунками-то назвать язык не поворачивается. Скорее это, как говорили древние китайцы, монохромная живопись, хотя и выполненная обычными простыми карандашами на обычной же простой, добротной бумаге. В такое «перевоплощение» графики верилось с трудом. Её невиданно-ошеломляющий «имидж» обманывал не только обычных зрителей, но и художников…. «Невероятно!!! Неужели это просто карандаш и бумага!»
Это было как чудо — чудо, которое я видел лишь в далёком, счастливом и безмятежном детстве. Куда-то ушла суетливая, неприлично сверкающая и гремящая Москва, и исстрадавшаяся в городском плену душа блаженно растворилась в лунно-снежном мерцании и таинственной тишине. Снег разве что не благоухал, а от луны, парящей на небосводе в сиянии причудливых облаков, невозможно было оторвать взгляд…
Снег, заметим, явление необычное, даже мистическое. Вдумайтесь: мириады снежинок падают каждый год на землю, и среди них нет ни одной одинаковой! Недаром в Библии снег — символ девственной чистоты и безгрешности. «…Паче снега убелюся…» — это строчка из бессмертных Псалмов царя Давида.
И как тонко чувствует непривычную для южанина холодную «манну небесную» уроженец солнечной Грузии! У Гурама Николаевича снег то мерцает, то светится, то искрится… А какое невероятное переплетение заснеженных ветвей и… теней от них на чистом снегу! Право же, оценить в полной мере всю эту снежную симфонию может лишь северный человек, живущий в тайге или тундре. Да и чарующее лунное сияние бездонных небес способен перенести на бумагу только тот, кто сердцем ощутил скрытую от посторонних глаз красоту бесконечной полярной ночи.
Душа каждого художника полна неизречённых тайн. Одна из тайн Доленджашвили — его страсть к путешествиям… С мольбертом он побывал на Камчатке и Чукотке, на Сахалине и Курилах, на Беломорье, в Якутии и Дагестане. «За сравнительно короткий срок мне довелось немало испытать, — говорит Гурам, — много раз я промокал до нитки от пота, дождя и ледяных морских волн, однажды даже тонул, другой раз, казалось, безнадёжно заблудился, но зато судьба подарила мне такие экзотические зрелища и захватывающие впечатления, какие выпадают на долю лишь счастливых людей. Я ходил на моржей с эскимосами, взбирался на тушу кашалота, побывал в самой гуще птичьего базара, бродил по китовому кладбищу, слышал лай тысяч песцов… И всегда поражался теми картинами природы, которые открывались передо мной. Как могла быть создана такая красота?!»
Да, так может сказать только счастливый человек.
А была ещё и учёба в Академии художеств. И учёба складывалась по-разному. Не всегда легко, хотя с Учителем (именно с большой буквы) Гураму повезло. Он до сих пор вспоминает с благодарностью Ладо Григолия, лауреата премии имени Шота Руставели, замечательного педагога и человека. Чуткого и требовательного. Гурам однажды то ли оплошал в рисунке, то ли недотянул в колорите, а может, просто отвлёкся на занятиях. И вот мягкий и добрый учитель так накричал на своего ученика, что Гурам не на шутку разволновался, не привыкнув к такому обращению со стороны своего обожаемого учителя. Но, видя потерянный вид ученика, учитель быстро взял себя в руки: «Пойми, Гурам, я ведь кричу не просто. Я кричу ради Грузии!» «Как же стыдно стало мне, — говорит Гурам, — выходит, что учитель заметил мои способности и заботился о том, чтобы я сохранил их для родины. Сохранил и развил…»
Гурам любит повторять строчки древнего поэта:
О как мало того, что я имею И сколь многого мне нужно достигнуть… Ещё в далёкие семидесятые годы прошлого столетия Гурам получил свою первую награду за серию рисунков «Арктика». Видно, Север открыл художнику извечные тайны, что помогло ему в будущем создать «снежно-лунную» Имеретинскую сюиту…
И не только её. Потрясение, испытанное Гурамом на китовом кладбище, обретя художественную форму, воплотилось в серию офортов. Это грозные предупреждения, протест мастера против бездумной технократической деятельности человека. Настоящий художник — всегда провидец. Кто в беззаботные семидесятые годы мог представить себе, что будет со всеми нами через полтора десятка лет? Как сложится судьба нашей большой родины — СССР? А Гурам уже тогда создал графическую серию под названием «Если завтра война. Колокол тревоги…»
«У меня есть работы, предупреждающие землян о грядущих катаклизмах, войнах и разрушениях. Они производят впечатление на зрителей, но, по моим наблюдениям, людям больше нравятся душевная чистота, красота природы, доброта сердца. Цель искусства проста — нести в мир радость. Особенно сейчас…»
Судьбе показалось мало того, что отец Гурама Николаевича погиб в Отечественную войну. В 1992 году мастерская художника в Кутаиси была разграблена. Вынесли буквально всё, даже краски и кисти, каталоги иностранных выставок, а главное, рисунки. «Не бывает пророка в своём отечестве» — это о Доленджашвили. Поразительно, но сейчас в Грузии его практически не знают, хотя когда-то в Тбилиси состоялась единственная персональная выставка художника. Но это было в другой стране…
А ведь Гурам Доленджашвили — заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом… Гураму пришлось покинуть родной Кутаиси и переехать в Москву. В Грузии начала 90-х годов работать стало невозможно — ни электричества, ни воды… Это было трудное решение, но сейчас он считает, что поступил правильно, хотя и вынужденно. Оказавшись вдали от родины, Гурам приступил к созданию, быть может, лучшей своей серии — «Имеретия», которая стала настоящим гимном земле предков. Однажды иностранный миллионер хотел купить всю эту серию за «любые деньги», но, к своему удивлению… получил отказ. «Не продаётся» — такую табличку часто можно видеть рядом с работами Гурама на различных выставках.
Произведения Доленджашвили необыкновенно поэтичны и музыкальны. Об этом говорят порой даже их названия: «Лунная сюита», «Женщина в пространстве», «Утренние лучи», «Симфония зимы», «На Севере диком»… И сами собой родились во мне после выставки строки:
Никуда не надо торопиться, Ни к чему о будущем гадать Только лунный снег с небес струится, Низводя на сердце благодать…
Родился 9 марта 1943 года в Кутаиси. В 1968 году окончил Тбилисскую государственную академию художеств, факультет графики.
В каких собраниях работы
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Центральном музее революции, Государственном музее искусств народов Востока, Российской государственной библиотеке в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Тбилисском государственном музее искусств, Музее искусств города Катона, штат Огайо, США, музее "Нью-Орлеан", штат Луизиана, США, Бюро искусств в Познани, Польша, Музее современного искусства в Кельне, Германия, коллекции доктора П.Людвига, Германия, Музее Сопротивления, Брюссель, Словацкой национальной галерее, Львовской картинной галерее, Украина, Республиканском музее им. Бахзаде в Душанбе, Дирекции выставок Союза художников России, Министерстве культуры России, Тиксинском народном художественном музее, Музее искусств в г. Усть-Каменогорске, Семипалатинском художественном музее, Художественном музее в Николаеве, Музее истории искусств, Петропавловск, Казахстан, Музее истории искусств, Дагестан, Государственном историческом музее, Кутаиси, Грузия, Музее русского искусства в Каракалпакии, Академии художеств в Красноярске, Галерее и Художественном музее, Осака, Япония, Тбилисской картинной галерее, Грузия, Кутаисской картинной галерее, Грузия, Чувашская картинная галерея, Новочебоксарск, Челябинской картинной галерее, Тамбовской областной картинной галерее, Федеральной службе безопасности, Москва, Россия, Толбухинской картинной галерее, Болгария.
Рассматривая не торопясь листы офорта и рисунка в ту далекую счастливую встречу с автором - Гурамом Доленджашвили, я испытал невиданное волнение от хлынувшего потока блестящего, неописуемого словами мастерства и бодрого светлого чувства. Необычно было все: большой формат работ, выразительно увиденный сюжет, ясное построение композиции с четкими очертаниями предметов в их осязаемой объемности и фактуре, бесконечная глубина пространства, переходящая с земной поверхности в космос. И на всей поверхности рисованного или гравированного листа веял дух фантазии и реальности, дух радости жизни. Если в офорте я мог как-то уяснить ход и процесс работы, посочувствовать автору в колоссальном вложенном труде гравировки и многих корректур, то в рисунке я увидел то, чего не ожидал и что описать невозможно. Такого качества рисования я никогда не видел. Все непривычно. Художник-мастер, смело отбросив все установившиеся правила и традиции, с предельной четкостью пластического языка выражал свои сокровенные мысли обыкновенным простым карандашом, превращая рисунок в картину. Я соприкоснулся с чудом. Убеждаюсь еще раз, что возможности карандаша безграничны... Я уверен в силе духа и редчайшем таланте художника, которые не позволят хотя бы однажды свернуть с избранного пути. Гурам Доленджашвили видит жизнь своей любимой Грузии широко открытыми глазами реалиста и, находясь в расцвете своего творчества, дарит людям высочайшие образцы искусства офорта и рисунка.
С. Никиреев
Библиография
Газета "Дагестанская правда", 7.11.1964; Газета "Багнараб Байрах", 4.11.1964, Дагестан; Газета "Камчатская правда", 1.09.1977; 25.08.1977; Газета "Камчатский комсомолец", 18.08.1977; 20.08.1977; Газета "Тихоокеанский комсомолец", 22.09.1977; Газета "Сохалинский моряк", 7.09.1977; 14.09.1977; Газета "Красное знамя" (орган Приморского краевого комитета КПСС), 18.09.1977; 21.09.1977; Газета "Моряк севера", 16.07.1976; 20.07.1976; Журнал "Сабчотка хеловнеба" ("Советское искусство"), N12, 1960; N1,2, 1961;2, 1961, N4,10, 1966; N9, 1970; N1,2, 1976; N3, 1977; N7, 1979, Грузия; Журнал "Дроша" ("Знамя"), N1, 1976; N5, 1977, Грузия; Журнал "Гантиади" ("Восход"), N5, 1975; N6, 1977, Грузия; Журнал "Дружба народов", N3,11, 1969; Альбом "Брат, ты братом силен", 1978; Альбом "Слава труду", изд. "Советский художник", Москва, 1977; Ежегодник "Хроника художественной жизни", 1975, 1976, 1977, Москва; Журнал "Творчество", N3,11, 1978; N7, 1981; N5, 1983; N10,11, 1985; Журнал "Искусство", N5, 1976; N7, 1977; N10, 1985; Газета "Маяк Арктики", 6.09.1975; 30.08.1979; Газета "Неделя", N44,52, 1979; N18,52, 1980; Ежегодник "Советская графика", изд. "Советский художник", 1979, 1983; Журнал "Культура и жизнь", N10, 1983; N7, 1987; Книга "Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество", изд. "Плакат", Москва, 1985; Журнал "Техника молодежи", N11, 1980; Сборник литературно-художественных и публицистических произведений "Парус", выпуск 4, изд. "Молодая гвардия", Москва, 1983; Литературно-художественный сборник "Галактика", 1983, Венгрия; Журнал "Билденде кунст", N4, 1980; Газета "Берлинер цейтунг", 8/9 май, 1982; Газета "Jornal of the print world", vol.10, N1, 1987, США.