Послесловие
Afterword



 

После десятков статей в престижных журналах и послевыставочных буклетов,  изданных как у нас в стране, так и за рубежом, наконец выходит замечательная монография выдающегося современного художника-графика Гурама Доленджашвили.
Для художников, искусствоведов, студентов художественных вузов – это настоящий подарок.
 
 Имея художественное академическое образование, владея практически всеми видами графического искусства, им создано большое количество листов запечатлевших не только свою родную Грузию, но и разные уголки огромной страны России. Его работы находятся в десятках музеев мира, крупных национальных галереях.
 

 Гурам много путешествует, поэтому так многолика география его творческих работ. Он пишет, рисует на дальнем севере России, Востоке, в Прибалтике и пр.

В альбоме читатель познакомится со всеми этапами творческих  приемов, которыми владеет мастер.

Его любовь к карандашному рисунку оттачивалась на протяжении многих лет и достигла выдающихся результатов.
 
В работах последних лет мы почти не увидим штриха. Художник словно вылепливает из прикосновений карандаша свои причудливые композиции. Поразительно, что из трех основных цветов - белого, серого и черного работы становятся серебряными, вернее серебристыми, за которыми понимающий и чуткий зритель словно слышит движение и видит цвет.
 

Именно многочисленность оттенков серого цвета, которыми владеет и чувствует мастер, позволили передать такой широкий диапазон тональных отношений.

На последней выставке «Мэтры Графики», куда пришли художники (это был настоящий аншлаг) один из известных рисовальщиков, переходя от работы к работе С. Никиреева и Гурама поговаривал «…это я знаю и понимаю, а вот это… потрясающе, но это я не умею..!»
 

Гурам безусловно романтик. Его работы романтичны, не зависимо от того, что и  как он изображает  то камерные и умиротворенные, то динамичные и монументальные.

Рисунок точный и строгий, а пространственные композиции конкретны, отсюда блистательное владение воздушной перспективой.
 
За исключением некоторых работ нет сложной предметной насыщенности, которая отличает его от многих  художников-графиков. Однако детальная проработка изображаемой натуры, будь то офорт, карандаш, не дробит ее, а выстраивает в цельный объем, что делает произведения монументальными, не зависимо от формата работы.
 

Офорт «Москва - столица мира и труда» одна из сложнейших работ в творчестве мастера.

Многоплановость композиции, сдержанная палитра, узнаваемость города  позволили создать образ Москвы не просто монументальным, но и прекрасным.  Не случайно оттиски этого произведения находятся в крупнейших городах Европы и Америки как дань и уважение к нашему городу и творчеству художника.
 

«Лунные сонаты», казалось бы, похожи друг на друга, но каждая из них вызывает разные чувства – радостную или грустную тревогу, трепет и, конечно, восторг.

Несмотря, на легкость, воздушность его карандашных рисунков,  чувствуется кропотливость и многотрудность исполнения. На исполнение некоторых работ художник потратил долгие месяцы  и даже годы.
 
Исходя из большого комплекса принципа определяющих признаков в художественном решении произведений искусства, здесь необходимо отметить главное:  гражданственность, любовь к изображаемому (мы не встретим коммерческих работ), темперамент, доброту, фантазийность и, безусловное, выдающееся мастерство исполнения, будь то офорт, акварель или  карандаш.
 
Тезис «Красота спасет мир» прекрасный, но весьма идеалистический. Сколько Красоты погибло от рук человека  - многочисленные войны, разрушенные города и погубленное несметное число произведений искусства.  Продолжающиеся войны губят всё - людей, то, что  ими создано, всё живое вокруг, прежде всего природу.  (Имменно этим  проблемам  посвящается серия работ: ,,Предупреждение”.)
 

Сегодня мы любуемся красотой произведений созданных Гурамом: его сказочными городами, космическим небом, мягким пушистым снегом, необычными деревьями, людьми.

Как ни парадоксально, всё искусство этого художника призвано не только к созерцанию дивных по красоте работ, но в нем содержится призыв к сохранению того, что так нежно, бережно и трепетно изобразил художник.
 

Лунные пейзажи с деревьями, одетыми в серебристый снег, сегодня принадлежат не только Грузии, а всему миру, где можно увидеть то чудо, которое засвидетельствовал один из самых выдающихся художников современности Гурам Доленджашвили.

Мэтр мировой графики Станислав Никиреев  сказал о творчестве Гурама: «Это праздник для глаз, души и сердца». Лучше не скажешь.

 
                                                                                               Искусствовед

                                                                        Татьяна Моргунова.

 


                                                         Afterword

 

After dozens of articles in famous magazines and post-exhibition brochures, edited both in our country and abroad, finally, the wonderful monograph of the outstanding contemporary graphic artist Guram Dolendjashvili sees the light.

It is a real gift for artists, art historians and students of the artistic higher education institutions.

 

Possessor of academic artistic education, master of virtually every king of graphic art, he is the creator of more than a hundred sheets, that show not only his motherland Georgia, but also various sights of the enormous country of Russia. His works can be found in dozens of museums of the world, large national galleries.

 

Guram travels a lot, which is why the geography of his artistic works is so diversified. He writes, draws in the far north of Russia, in the East, Baltics, etc.

Throughout the album, the reader will get acquainted with all the stages of creative technique, that he is master of.

His love for pencil drawing had been sharpened throughout many years and reached outstanding results.
 
In his works we will hardly see any strokes. The artist seems to mold his queer compositions with touched of the pencil. Amazing, that basing on the three basic colors – the white gray and black, his works become silver, or rather silvery, behind which an experienced and sensitive observer seems to hear movement and see colour.
 

It is precisely the amount of the grey gradations that are used by the master, allowed to transfer such an wide range of tonal relations.

On the last exhibition “Graphic Masters”, which was visited by many artists (it really was a sellout), one of the famous painters, passing from the work of S. Nikireev to Guram’s muttered “… that I know and understand, and this… is outstanding, but I can’t do that…!”
 

Guram is beyond doubts a romantic. His works are romantic, regardless of what and how is depicted on them, sometimes chamber and peaceful, sometimes dynamic and monumental.

The drawing is precise and strict and the space compositions are concrete, wherefrom one can see a brilliant mastery of air perspective.
 
Besides several works deprived from complex object compositions, which differs him from the many other graphic artists. However, the detailed working out of the depicted models, be it even aquafortis, the pencil doesn’t split it, but makes a whole volume, which in turn males the works monumental, regardless of the work’s format.
 

Aquafortis “Moscow is the capital of peace and labour” is one of the most complicated in the art of the master.

The multiple layers of the composition, the modest palette and the recognizability of the city made the image of Moscow not just monumental, but beautiful. And it is no miracle, that reprints of this composition are in the largest cities of Europe and America, as a recognition and respect of our city and the creativity of its author.

 

«Moon sonatas» seem to be quite alike each other, but each of them brings different feelings -  merry or sad worry, quiver and, of course, joy.

In spite the lightness, airiness of his pencil drawings, one can feel the laboriousness and complexity of their creation. Some of the works took long month and even years.
 
Parting from the large complex of principal defining attributes in the artistic solution of the works of art, one should mention the main:  civic consciousness, love for the depicted (we won’t see any commercial works here), temperament, kindness, fantasy and beyond doubts – the outstanding mastery of execution, be it aquafortis, aquarelle, pencil.
 
Thesis “Beauty will save the world” is wonderful, though quite idealistic. How much Beauty had been destroyed by the hands of men – multiple wars, ruined cities and an uncountable number of works of art. The continuing wars destroy everything – people, what they create, everything living around and, first of all – nature. (The series “Warning” is dedicated to these problems in particular.)
 

Today we enjoy the beauty of the works created by Guram: his fairy cities, cosmic sky, soft furry snow, unusual trees, people.

It may seem a paradox, but the whole art of this painter is not ment for observance of the brilliant works only, it also has an appeal to preserve all that the painter depicted with so much tenderness, care and reverence.
 

Moon landscapes with trees, dressed in silvery snow do not belong to Georgia only nowadays, but to the whole world, where one can see the miracle, captured by one of the most outstanding contemporary painters, Guram Dolendjashvili.

Maestro of the world graphics, Stanislav Nikireev said the following about the art of Guram: «It is joy for the eyes, heart and soul». One couldn’t say better.

 

 

 

                                                                                    Art historian

                                                                     Tatiana   Morgunova

 


 
 


 
 

Создание и раскрутка сайта- Big Apple